​Тонкости валяния флисом

Тонкости валяния флисом

Когда мы работаем с флисом, то помним, что мы работаем не с весом, а с объемом. Разный по породам животных флис — это разный объем. Этот момент важен и когда мы покупаем флис. Мне часто задают вопрос — скажите, сколько понадобится флиса для, к примеру, полупальто 48-50 размера?

Вернее всего ответить — полный пакет, потому что флис — это объем, а не вес. Например, линкольна понадобится не менее 0.5 кг, а мерино можно обойтись и 250 гр. Коридейл — уйдет граммов 300, и так далее. И это я еще не касаюсь задачи флиса в изделии и способов раскладки флиса.

Посмотрите — на столе лежит разный флис, но каждого флиса — ровно 100 граммов. Согласитесь, очень кажется — что вес разный? Но вес одинаковый — ровно 100 грамм.

Видно, что самые объемные (легкие относительно объема) флисы — Альпака-уакайя, потом Мериносовый Кроссбред (Комо) и Мерино флис.

Такой же неоднозначный вопрос, как и вес флиса, это вопрос о микронах. Микроны — это показатели толщины шерстяного волокна, это толщина одной шерстинки. Не буду уходить в подробности — о микронах можно делать отдельную публикацию.

Самое главное, что мы берем сейчас из вопроса Микронности — то, что каждое руно, (каждый!) флис овец, коз, альпак или лам — все разномикронный. Во внимание обычно принимается средний показатель микронности по руну, за минусом самых многомикронных частей флиса (ножки, живот, области шеи).

Следующая фотография очень показательна, если разобраться внимательно — есть различные части руна, зная и разбираясь в которых можно выбрать именно тот флис, который соответствует задачи вашего проекта. Именно поэтому, многие известные Мастера валяния любят покупать руно целиком, считая «нетронутость» шерсти особой ценностью (понятно, что флис с ножек, живота и шеи убирается по умолчанию). Руно целиком — это несколько проектов сразу — потому что из одного целого флиса можно выбрать и отделить самую тонкую шерсть, самую густую шерсть, самую длинную шерсть и т.д. 

Сегодня мы немного поработаем с флисом, упражняясь в раскладке локонов, поэтому в самом начале определимся в понятиях: флис и шерсть.

Начинаем эксперимент и берем одинаковый флис из одной части одного руна. Берем одинаковое количество шерсти с одинаковой раскладкой в основу. Задача — посмотерть, как влияет растянутость локона на фактурность в готовом изделии с флисом.

Начинаем рястягивать локоны: вверху, в верхнем ряду для сравнения я оставила нетронутые локоны.

В нижнем ряду находятся «работающие» локоны — мы растягиваем локоны в четыре раза, в три, в два и один оставляем не растянутым.

Это валяная поверхность, где лежали самые растянутые локоны — растягивание локона флиса в 4 раза:

Это валяная поверхность, где лежали следующие по растяжению локоны — растягивание локона флиса в 3 раза:

Это валяная поверхность, где лежали растянутые в два раза локоны:

Это валяная поверхность, где лежали нерастянутые локоны:

В итоге - на мой субъективный взгляд — лучше всего сработало растяжение в 3 и в 2 раза — поверхности получились фактурные, образцы — пластичные. Сильно растянутый (в 4 раза) локон сильно «съелся» шерстью-основой. Полотно с нерастянутыми локонами оказалось самым непластичным, бугроватым.

Какие варианты раскладки флиса?

Один из моих любимых работающих способов — «организованный беспорядок» — раскладываем флис беспорядочно (не важно, где кончики и место сострига у локонов в раскладке) — главное — стараемся добиться равномерности по толщине слоя, постоянно проверяя это руками.

Как еще можно положить флис? Смотрим на расположение цветных треугольников, обозначающих локоны, и, поверьте, это только самые основы — количество вариантов раскладки локонов не ограничено.

Внимательно к тому факту — что по линеечке выверенное ровными полосками раскладывание флиса приведет к «полосатости» на готовом изделии. Надо учесть, что эти полоски при усадке могут легко поплыть и стать совсем неровными. Но в то же время, этим эффектом можно пользоваться нарочно, заранее обыгрывая и предугадывая ровность рядов раскладки.  

И важные детали, куда же без них:

Многие сталкиваются с проблемой нехватки флиса. Не хватать может флиса в целом или только одного цвета — почему бы не попробовать следующие приемы:

Если в остатке разные по цвету, но одинаковые по фактуре и близкие по тонине (микронности) флисы:

Если флиса совсем мало, то сочетание фактутрности флисового рисунка и гладкости базовой шерсти в основе — часто очень выигрышны:

Полоски из флиса работают по этому же принципу — фактурность рядом с гладкостью.

Некоторые моменты работы с флисом для совсем новичков — как начинать? за что браться сначала?

В работе с флисом есть моменты, которые лучше учесть еще в самом начале.

Темный флис на светлой шерсти-основе становится «седым». Когда раскладка флиса однородная и площадь большая, то такая «седина» может проявляться пятнами.

Еще один пример — представьте, как хорошо бы выглядела поверхность без этого «седого» «шума» — теряется прелесть цвета.

Светлый флис на темной шерсти (так же как и наоборот) может быть особым приемом в изделии, но если это не так, то это катастрофа.

Здесь, на следующем образце — темные пятна особо видны, повторю — катастрофа, если этот эффект не запланирован и не продуман изначально.

Разложили шерсть, разложили флис — что дальше? Новички продолжают спрашивать, я продолжаю отвечать:

Блокираторы — не необходимость. Блокираторы — это часто (но не всегда) экономия времени и усилий. Без блокираторов можно? Вполне.

Часто изделие с флисом требует финишной доработки — наведением лоска:

Ох, гамлетовская дилемма — Расчесывать или не расчесывать?

​Тонкости валяния флисом
​тонкости валяния флисом, ​тонкости валяния, валяние флисом, флис, шерсть, непряденая шерсть, шерсть для валяния, кардочес, шерстяной, из шерсти, валяние, фелтинг, мокрое валяние, трение волокон, сухое валяние, для валяния, игла для валяния, иглы для валяния, треугольные иглы, звёздчатые иглы, валять, щетка для фелтинга, щетка для валяния, щетка-пухочистка, жесткая губка для мытья посуды, подложка, мат для валяния, декоративные элементы, фурнитура, шерстяная живопись, шерстяная акварель, живопись шерстью, рисование шерстью, картина, картины, картина из шерсти, картины из шерсти, плотный войлок, рукоделие, рукодельница, рукодельницы, творчество, увлекательное творчество, творение, творить, творить вместе, творим вместе, мастерить, мастерим, мастерим вместе, талант, талантище, шедевр, идеал, идеально, идеи для вдохновения, вдохновляющие идеи, вдохновение, выбор, лучший выбор, приятный отдых, расслабиться с пользой, релаксация, релакс, радость, счастье
Мне нравится
Загрузка...
1 комментарий
Ирина
2023-02-08 14:53:02

Бесценная информация. Огромная благодарность за публикацию.